Skip to content

26. Факторинг, форфейтинг — особые формы привлечения заемного капитала

Июнь 23, 2013

Факторинг – это особый вид краткосрочного финансирования, осуществляемый под уступку денежного требования. Факторинг предполагает приобретение банком или специализированной фирмой части дебиторской задолженности, связанной с реализацией продукции или имущества, на основе заключенного договора. Главной целью использования факторинга является обеспечение непрерывности денежных потоков. Это достигается перенесением задолженности покупателя на фактора, который перечисляет производителю или продавцу определенную сумму денежных средств. Суть трансакции в том, что хозяйствующий субъект (факторант) продает причитающуюся ему задолженность соответствующей фирме (фактору), которая должна будет взыскать обязательства с должника. Не дожидаясь их погашения, фактор перечисляет факторанту установленную договором сумму (75 — 90 %) стоимости приобретенных долгов. За предоставленные услуги взимается плата, исчисляемая в процентах от величины принятых обязательств. Уровень оплаты определяется с учетом покрытия затрат, связанных с взысканием задолженности, и в зависимости от предполагаемой степени риска, т.е. убытков, которые могут возникнуть в связи с несвоевременным погашением задолженности. Таким образом, в данной операции участвуют три самостоятельных субъекта:

1)факторант — производитель товаров или их продавец;

2)фактор — фирма или коммерческий банк, которые приобретают задолженность за реализованную продукцию и перечисляют оговоренную сумму факторанту;

3)должник — покупатель продукции, товаров или услуг.

Различают полный и частичный виды факторинга. При полном факторинге риск непогашения задолженности принимает на себя фактор, а при частичном — фактор приобретает задолженность на установленных условиях. Так, в случае неплатежеспособности покупателя он вправе перенести непогашенные обязательства обратно на факторанта. Перед заключением факторингового договора фактору следует тщательно изучить характер обязательств и оценить платежеспособность должника, чтобы исключить неоправданный риск.

Факторинг как альтернативная форма краткосрочного кредита, существенно влияет на сокращение цикла конверсии денежных средств и эффективность использования капитала предприятия. Это достигается следующим образом:

  • •принимая на себя ответственность за инкассацию финансовых обязательств, фактор уменьшает задолженность за реализованную продукцию;
  • •денежные средства постоянно перечисляются на счета факторанта в соответствии с установленным договором;
  • •предприятие освобождается от необходимости тратить усилия на взыскание задолженности и сосредоточивается на реализации управленческих возможностей, связанных с совершенствованием производственного процесса.

В современных условиях расширяются услуги фактора в области ведения бухгалтерского учета, управления оборотными активами и предоставления консультаций в решении сложных финансовых проблем.

Разновидностью факторинга является форфейтинг, используемый, прежде всего, в международных расчетах, а также во внутреннем хозяйственном обороте при значительных объемах трансакций с высокой степенью риска. Эксперты считают, что форфейтинг имеет смысл, если сумма сделки – не менее 100 тыс. долларов. Задолженность всегда выступает в денежной форме. Форфейтинговые услуги предоставляются на основе заключения договора, в котором устанавливаются участники трансакций, объем услуг, условия их оплаты, форма материального обеспечения. В соответствующих трансакциях принимают участие четыре самостоятельных субъекта:

1) продавец задолженности (предприятие, банк, другие юридические и физические лица);

2) форфейтинговая фирма, приобретающая задолженность и несущая полную ответственность за ее погашение;

3) должники;

4)  фирма-посредник (страховая компания, кредитное учреждение, консультационная фирма и др.).

В отличие от факторинга форфейтинг используется в основном при долговременных трансакциях, каждая из которых становится самостоятельным объектом. Данная операция обеспечивается векселями, аккредитивами и другими формами обязательных платежей, снижающими степень риска.

Реклама

From → Uncategorized

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: