Skip to content

41. Планирование и распределение прибыли

Июнь 23, 2013

При определении планируемого объема прибыли используются: метод прямого счета; аналитический метод; смешанный метод.

      Метод прямого счета — включает следующие этапы планирования:

1)   определение ассортимента продукции по всем номенклатурным позициям и  составление калькуляций по изделиям сравнимой продукции;

2)  определение плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции (составление сметы производства по ее элементам);

3) установление цен реализации продукции;

4)   определение прибыли (Пр.изд.) от реализации по отдельным видам изделий или группам однородных изделий по формулам 1 или 2:

Пр.изд = Вр -Н-Ср,                                                                       (1)

где Ср — полная себестоимость реализованной продукции;

или:

Пр.изд = Пост.нач. + Птов. план. — Пост.кон.,                              (2)

где Пост.нач., Пост.кон — прибыль в остатках готовой продукции соответственно на начало и конец планируемого года (остатки учитываются по производственной себестоимости); Птов.план — прибыль в товарной продукции планируемого года, определяемая на основе плана производства продукции по полной себестоимости и отпускным ценам планируемого года (все коммерческие расходы условно относятся на выпуск товарной продукции);

5) определение плановой прибыли от реализации продукции в целом по предприятию путем суммирования полученных прибылей от реализации отдельных видов изделий или групп однородных изделий;

6) для получения общей прибыли к прибыли от реализации прибавляют (вычитают) прибыль (убытки) по другим видам деятельности.

Этот метод планирования прибыли является громоздким, поэтому применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод позволяет определить влияние отдельных факторов на планируемую прибыль и применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль исчисляется по всей сравнимой продукции в целом в несколько этапов.

I этап: определяются базовые показатели прибыли от всех видов деятельности отчетного периода.

II этап: обосновываются важнейшие задачи и факторы, которые могут воздействовать на изменение объема прибыли (рост объема производства, изменение цен, снижение себестоимости, увеличение доходов по инвестиционной и финансовой деятельности и др.).

этап: рассчитываются индексы инфляции, изменения конъюнктуры рынка, условий договоров и контрактов на поставку сырья и сбыт готовой продукции.

этап: корректируется фактический объем прибыли прошлого периода на предполагаемые изменения с учетом влияния решающих факторов (в абсолютном и относительном выражении).

Расчет прибыли аналитическим методом может производиться на основе следующих показателей:

1)   затраты на 1 рубль товарной продукции.

Прибыль от выпуска всего объема товарной продукции (П) определяется по формуле:

П=(Т*(100-З))/100,

где Т — товарная продукция в отпускных ценах за вычетом косвенных налогов; З — затраты на 1 рубль товарной продукции, исчисленные в ценах реализации.

Полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого года. Применяется при ускоренном планировании;

2)   показатель базовой рентабельности.

Базовая рентабельность — это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменения отпускных цен планового года, к ее полной себестоимости.

Расчет прибыли этим способом осуществляется в следующем порядке:

— определяется прибыль по сравнимой товарной продукции на основе процента базовой рентабельности путем умножения объема готовой продукции планируемого года по полной себестоимости на процент базовой рентабельности;

— определяется влияние на прибыль по сравнимой продукции отдельных факторов: себестоимости, качества, ассортимента, цен реализации;

— определяется прибыль в переходящих остатках готовой продукции;

—     определяется прибыль от реализации;

— определяется прибыль методом прямого счета по несравнимой товарной продукции;

— определяется общая прибыль от реализации сравнимой и несравнимой продукции;

— определяется общий финансовый результат по предприятию с учетом сальдо доходов и расходов по инвестиционной, финансовой и иной деятельности.

Планирование прибыли по показателю базовой рентабельности применяется в условиях стабильной экономики, в отраслях с широким ассортиментом продукции в дополнение к методу прямого счета. Но на практике, в условия развития инфляции и экономической нестабильности, предприятия могут планировать прибыль будущего года аналитическим методом, исходя от достигнутого финансового результата текущего года и прогнозируемого роста индекса цен.

Планирование прибыли в инфляционной экономике:

•    при совпадении планируемых уровней инфляции на сырье и отпускную цену готовой продукции по формуле:

Пплан = Потч×Ии,

где Потч — прибыль отчетного года; Ии — индекс инфляции.

Ии = (1 + m)12,

где m -коэффициент уровня инфляции в месяц; 12 — количество месяцев в году;

•    при несовпадении планируемых уровней инфляции на сырье и отпускную цену готовой продукции по формуле:

Пплан = Внетто×(1 + m)12-З×(1 + n)12,

где Внетто — выручка от реализации за вычетом косвенных налогов; З — затраты; (1 + m)12 —индекс инфляции на отпускные цены; ×(1 + n)12 — индекс инфляции на сырье.

Смешанный метод — исчисление прибыли от производимой новой продукции прямым счетом, а прибыли от продукции, аналогичной выпускавшейся ранее, — аналитическим методом. Применяется при значительном изменении производственного ассортимента.

Эффективные действия предприятия в процессе его функционирования позволяют не только достигать запланированной прибыли, но и превышать ее объем.

При распределении прибыли, полученной в текущем периоде, в первую очередь уплачиваются обязательные платежи государству (налог на прибыль и др. платежи из прибыли),  а также штрафы, пени в бюджет за нарушение законодательства. После этого у предприятия остается чистая прибыль, часть которой капитализируется и впоследствии используется на увеличение имущества и капитала, расширение резервных фондов и другие нужды, а вторая часть расходуется на социально-культурные потребности работников предприятия (премии, оздоровительные и просветительные мероприятия и т.д.).

Распределение общей прибыли предприятия предусматривает расчет:

1)   прибыли, подлежащей налогообложению, — это прибыль, уменьшенная на сумму льготируемой прибыли:

П обл = П(до налогообл.) – П льгот= П(У) тек. + П(У) инв., фин., ин. – П льгот,

где П льгот — льготируемая прибыль (не облагаемая налогом на прибыль).

Не учитываются при определении налогооблагаемой базы прибыли целевые средства, полученные предприятием из централизованных фондов республики, союзного государства; в виде международной технической помощи; прибыль, полученная от дивидендов;

2) налога на прибыль: Н пр. = П обл × С пр.

2) чистой прибыли — это прибыль, остающаяся после вычета из общей прибыли налога на прибыль и прочих налогов и сборов, исчисляемых из прибыли:

П чист. = П(до налогообл.) – Н пр.  — Н проч,

 

Таким образом, в процессе распределения прибыли удовлетворяются потребности в стратегическом развитии производства и одновременно обеспечиваются бытовые нужды членов трудового коллектива.

Реклама

From → Uncategorized

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: